Храм святого мученика Иоанна Воина
Храм святого мученика Иоанна Воина встречает каждого, кто въезжает в город Березовский. Он настолько органичен в этом месте, что за короткое время стал духовным символом и визитной карточкой города.
Летом 2006 года, по инициативе и при поддержке Ивана Денисовича Вилкина, уроженца города Березовского, началось возведение православного храма в Новоберезовском поселке. 20 августа 2006 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин закладки первого камня в основание фундамента будущего храма.
Строительство курировал екатеринбургский приход во имя Святого Преподобного Серафима Саровского и его настоятель – архимандрит Гермоген (Еремеев). Возведение церкви нашло поддержку у местных жителей, оказывавших посильную помощь.
Первое богослужение в храме 12 августа 2009 года (в день памяти святого мученика Иоанна Воина) возглавил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. С 2011 года храм открыл свои двери для прихожан, и службы стали совершаться регулярно. В октябре 2011 года, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, при храме открылась детская воскресная школа. В ней обучаются девочки и мальчики в возрасте от семи до семнадцати лет. Для детей от пяти до семи лет организована подготовительная группа.
Престольный праздник – это день памяти святого покровителя храма, он является одним из главных годовых праздников для храма и его прихожан. Именно 12 августа 2012 года, в престольный праздник, митрополиты Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, Ташкентский и Среднеазиатский Викентий совершили освящение храма святого мученика Иоанна Воина.
1 января 2013 года по благословению Правящего Архиерея был создан православный приход святого мученика Иоанна Воина. Главной святыней храма является старинная икона святого мученика Иоанна Воина.
Архитектурный облик
Храм, построенный в русско-византийском стиле, напоминает древнерусского князя. Купол с крестом – его воинский шлем. Легкость и стройность форм придают ему строгость и торжественность.
Главный архитектор проекта храма – Сергей Бартов, член Союза архитекторов России. Ранее в составе специалистов проектно-строительной компании «Доминанта» он был участником проектирования Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, Патриаршего подворья, храма во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, ряда других церквей, главным архитектором проекта восстановления храма-колокольни в честь великомученика Максимилиана (Большого Златоуста). Но именно храм святого мученика Иоанна Воина – от первого эскиза до завершения строительства – стал особым этапом в его профессиональной биографии, результатом творческого сотрудничества с первым настоятелем архимандритом Гермогеном и строителем храма Иваном Денисовичем Вилкиным.
Проектирование храма шло девять месяцев, его строительство – пять лет. Высота храма составляет чуть более двадцати двух метров. Звонница, расположенная над входом в церковь, находится на высоте пяти с половиной метров. Площадь молельного пространства около шестидесяти квадратных метров, алтаря – тридцать квадратных метров. Максимальная вместимость храма составляет около двухсот человек. Храм имеет один престол. В помещении его цокольного этажа располагаются баптистерий и воскресная школа. Входные ворота выполнены в едином стилевом решении с храмом. На территории прихода также построен дом причта, спроектированный специалистами ООО «Верт-Строй» под руководством Михаила Гольмакова.
Внутреннее убранство
Роспись единственного на Урале храма святого мученика Иоанна Воина выполнена в традициях русского академического стиля. В основу художественного оформления литургического пространства положена идея воинства – небесного и земного, которое дает духовные силы для защиты Отечества. Схема росписи подкупольного пространства напоминает орден Святого Георгия, учрежденного императрицей Екатериной II в 1769 году для отличия офицеров за заслуги на поле боя. Строгость и торжественность внутреннему убранству храма придают небесная сфера купола, орнаменты, напоминающие воинское снаряжение и оружие. Традиционно под барабаном размещены изображения четырех евангелистов, проповедавших Евангелие четырем частям света. Среди богородичных сюжетов особо выделяется явление Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском в день отречения от престола страстотерпца императора Николая II. Богородица – защитница, покровительница России, российского воинства в трудные времена исторических испытаний.
Сильное эмоциональное воздействие вызывает художественное решение росписи алтаря. Господь Вседержитель, благословляющий землю и всех живущих на ней, Архангелы и Ангелы, Херувимы и Серафимы и прочие Небесные Силы создают сложное напряжённое взаимодействие. А на Триумфальной арке, напротив, застывший строй небесных воинов, олицетворяющий Собор Архангела Михаила. На стенах и межоконных проемах храма – иконописные образы особо почитаемых в народе защитников Земли Русской. Рождается духовное единение небесного и земного воинства. На каждого святого разрабатывалась отдельная иконография, чтобы персонажи разных исторических эпох выглядели органично в общем ряду. В едином стилевом решении выполнены декоры, сочетаемые с художественной ковкой внутренней лестницы и оконных решеток храма.
Автор концепции и руководитель художественных работ Николай Шушалыков – один из немногих в России художников, кто вот уже четверть века занимается росписью воинских храмов, созданием иконописных образов выдающихся представителей русского воинства, которых Русская Православная Церковь причисляла к лику святых. Сын фронтовика и бывший воин-танкист, Николай Николаевич возглавляет секцию церковного искусства Свердловского регионального отделения Союза художников России. Он был автором росписи «Русь Православная» на Патриаршем подворье, занимался разработкой образов новопрославленных святых Новомучеников и Исповедников российских для алтаря нижнего придела Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших, участвовал в росписи более двадцати храмов на территории нашей страны. Художественные работы были выполнены в течение всего девяти месяцев.
Строгость и торжественность иконописных образов создают ощущение силы и высшей справедливости, которая наиболее полно выражается в служении и защите Отечества.
Источники:
Архиепископ Викентий совершил чин закладки храма Святого Мученика Иоанна Воина в поселке Новоберезовск // Православная газета. – 2006. - № 33 (сентябрь). – Электронная версия на официальном сайте газеты – URL: https://www.orthodox-newspaper.ru/ (дата обращения 31.07.2021).
О Храме : [электронный ресурс] // Храм во имя мученика Иоанна Воина, г. Берёзовский : [офиц. сайт] URL: https://st-ioann-voin.ru/ (дата обращения 31.07.2021).
Освящение храма Иоанна Воина в Новоберезовском // Православная газета. – 2012. - № 32 (август). – С. 17.
Пивоваров Д. Город обрел новую визитную карточку // Березовский рабочий. – 2009. – 15 августа. – С. 2.
Холкина Е. «Важно, чтобы люди общались» // Золотая горка. – 2016. – 17 февраля. – С. 10 : фот.
Церкви Урала : [электронный ресурс] // Форум Екатеринбург + Свердловск. – URL: http://www.1723.ru/ (дата обращения 31.07.2021).
- Адрес : г. Березовский, пос. Новоберезовский, ул. Березовский тракт, 14
-
загрузка карты...