Демо банннер 1920х80
623701 г. Березовский, ул. Гагарина, д. 7
Версия для незрячих

Война – сестра печали

«…Истинно вам говорю: война – сестра печали, горька вода в колодцах ее. Враг вырастил мощных коней, колесницы его крепки, воины умеют убивать. Города падают перед ним, как шатры перед лицом бури. Говорю вам: кто пил и ел сегодня - завтра падет под стрелами. И зачавший не увидит родившегося, и смеявшийся утром возрыдает к ночи. Вот друг твой падает рядом, но не ты похоронишь его. Вот брат твой упал, кровь его брызжет на ноги твои, но не ты уврачуешь раны его».

Эти слова якобы древнего манускрипта – цитата из книги известного советского поэта Вадима Шефнера «Сестра печали» (16+). История про четырех бывших детдомовцев, а ныне студентов техникума в 1940-1941 годах была написана в шестидесятые годы ХХ века, а совсем недавно ее переиздали. Это автобиографическая проза. В первые месяцы Великой Отечественной войны Вадим был рядовым в батальоне аэродромного обслуживания под Ленинградом, с 1942 года – фронтовой корреспондент газеты Ленинградского фронта «Знамя победы», закончил войну в звании старшего лейтенанта. Вот и его герои сначала живут ожиданием войны, а потом воюют. Повесть полна печали, но при этом все равно остается оптимистичной. Ведь она не только о войне, но и о первой любви, и о Ленинграде, еще довоенном.

Говорить о войне всегда трудно и с каждым годом все труднее, остается все меньше свидетелей, как это было. Может поэтому самыми лучшими книгами о войне остается «лейтенантская» проза. Книги писателей-фронтовиков, проживших ее, как правило, в чине лейтенантов – Бориса Васильева, Юрия Бондарева, Виктора Астафьева, Владимира Богомолова, того же Шефнера. Роман Владимира Богомолова «Момент истины» (12+) один из лучших, хотя в ней нет боевых действий. 

По другой книге писателя – «Иван» – Андрей Тарковский снял одну их самых пронзительных кинодрам «Иваново детство». Богомолов, годами не вылезавший из архивов, к литературе и ко всему, что делал, относился ответственно. Его биография до сих пор остаётся загадкой, работал ли он в СМЕРШе неизвестно, однако, будучи глубоким стариком, как-то он возвращался домой с архивными документами и подвергся нападению неизвестных. Так вот двоих он уложил сразу, двое сбежали. В последнем его романе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне» (16+) описывается победная весна 1945. Помимо сюжетной линии идёт перечисление сотен документов – политдонесений, шифротелеграмм, директив, приказов, обращений Ставки, фронта, дивизии и т.д. Это стиль прозы Богомолова. В донесениях доклады о почти ежедневных происшествиях, халатности, безалаберности, преступного разгильдяйства, трусости и самочинств СА. Надорвавшаяся Россия проносится мимо глаз Василия Федотова, командира разведроты, в котором угадывается сам Богомолов, главный герой романа, когда он проезжает через всю страну на Дальний восток. Федотов после Победы вместо обучения в военной академии в Москве попадает на вторую войну с японцами, где теряет двух самых близких ему друзей. Роман остался недописанным.

Еще один последний роман известного писателя тоже о войне. «Барбаро́сса» (16+) – исторический роман Валентина Пикуля, первая часть запланированной, но незаконченной, дилогии «Площадь Павших борцов«. Книга имеет несколько сюжетных линий. Основные – жизнь Фридриха Паулюса, Сталинград во время войны и высшее руководство СССР. Фридрих Паулюс, сын тюремного счетовода в Касселе, генерал-фельдмаршал вермахта учится, делает карьеру и заканчивает жизнь в советском плену. В романе достаточно подробно описана работа Паулюса по созданию плана нападения Германии на СССР – плана «Барбаросса». Сталинград – его глава Чуянов занимается проблемами изготовления вооружения, обороны города и голода населения. Иосиф Сталин и его окружение на начальных этапах Великой Отечественной войны, показаны автором в уничижительных характеристиках. Данная оценка оспаривается рядом историков. Помимо трёх основных сюжетных линий, в романе достаточно большое место уделено описанию внутреннего взаимодействия в командовании гитлеровской Германии, описанию фашистской Италии и Бенито Муссолини, описанию довоенного города Сталинграда.

Мемуары Виктора Астафьева «Моя война. Писатель в окопах: война глазами солдата» (16+) отличается от других книг писателя. Написанная в 1990-е она полна боли. На фронт он пошел добровольцем, служил шофером, артиллеристом, разведчиком, связистом, пока в 1944 году не получил тяжелое ранение. В своей книге В. П. Астафьев пишет о войне так, как это не принято в официозных произведениях. Это взгляд из окопов, где были смерть, кровь и грязь, адская работа на грани человеческих возможностей. В этих воспоминаниях мало героического, это суровая и горькая исповедь солдата-фронтовика.

Книга современного автора Эдуарда Веркина «Облачный полк» (12+) написана для подростков. Но ее нужно читать и взрослым. Редкое по эмоциональному накалу произведение. Всё что написано в ней никоим образом не детская проза, но и не чернушная, так модная в последнее время, «правда» о войне. Тут как в жизни перемешано всё. Писатель решился говорить с читателем на тему не то чтобы табуированную, но очень нелегкую. Он решился поднять в своей книге вопросы, которыми мало кто задается. Он решился говорить не так, как говорят об этом обычно.

Война страшна не только тем, что в боевых действиях гибнут люди, но и тем, что калечатся судьбы людей по обе стороны фронта. Война, какой бы праведной она не была – это всегда кровь, боль, смерть.

Эта книга – полная авторская версия знаменитого документального романа «Бабий Яр» (18+) об уничтожении еврейского населения Киева осенью 1941 года. Анатолий Кузнецов, тогда подросток, сам был свидетелем расстрелов киевских евреев, много общался с людьми, пережившими катастрофу, собирал воспоминания других современников и очевидцев. Впервые его роман был опубликован в журнале «Юность» в 1966 году, и даже тогда, несмотря на многочисленные и грубые цензурные сокращения, произвел эффект разорвавшейся бомбы – так до Кузнецова про Холокост не осмеливался писать никто. Однако путь подлинной истории Бабьего Яра к читателю оказался долгим и трудным. В 1969 году Анатолий Кузнецов тайно вывез полную версию романа в Англию, где попросил политического убежища. Через год «Бабий Яр» был опубликован на Западе в авторской редакции, однако российский читатель смог познакомиться с текстом без купюр лишь после перестройки.

История, основанная на реальных событиях, рассказывает о силе любви, которая преодолела все невзгоды и помогла героям этой книги воссоединиться после войны и прожить долгую и счастливую жизнь. Лале (Людвиг), чешский еврей, в начале войны, как тысячи других еврейских юношей и девушек, был угнан в Германию. Долгая поездка в битком набитом товарном вагоне заканчивается уже на границе Польши, в Освенциме. В силу того, что он знает четыре иностранных языка, герой оказывается в «теплом местечке»: на него обратил внимание немецкий офицер, и Лале назначен татуировщиком, а попросту он, как животных, клеймит людей, ставит им на предплечье номера. Страшные картины предстают перед нами: крематорий, газовые камеры и издевательства, нашим героям приходится через многое пройти. Лале достойно, порой рискуя жизнью, проходит через эти испытания. Он помогает девушкам выжить, не умереть с голода. Его положение татуировщика предполагает свободное перемещение по лагерю. Заводя разные знакомства, он устанавливает связь с вольнонаемными, с теми, кто живет за стенами лагеря, и они подкармливают истощенных и больных заключенных. Весной 1945-го, когда русские вплотную подошли к лагерю и стали бомбить территорию, Лале удается бежать. Эту историю австралийской писательнице Хезер Моррис рассказал пожилой джентльмен Людвиг Соколов, они подружились, так сначала был написан сценарий фильма, а затем автор переделала его в роман «Татуировщик из Освенцима» (16+).

Большим спросом среди наших читателей пользуется книга Маркуса Зусака «Книжный вор» (16+). Повествование в романе идет от лица смерти, причем это не она, а он – смерть. 1939 год, Германия. У руля Третьего Рейха стоит Адольф Гитлер. Главная героиня девочка Лизель Мемингер с маленьким братом едут к приемным родителям под Мюнхен. Между строк читается, что отец детей коммунист, а приемная семья верна Рейху, благонадежная. В дороге брат Лизель умирает, девочка получает сильную психологическую травму, каждый раз во сне она видит смерть брата. Почему книга называется «Книжный вор»? Лизель воровала книги, но это не всегда было воровство, иногда она их спасала. Роман, в первую очередь, о силе слова и способности книг вскармливать душу, как они помогают жить. В книге есть место, где девочка понимает, почему Гитлеру удалось повести за собой народ. Он владел словом. Потом Лизель читала книги в подвале во время бомбежек, люди слушали слова, их это успокаивало. Мы никогда не задумывались, как жилось простым немцам во время второй мировой войны. А ведь не все одобряли действия Гитлера. В одной семье мог быть фашист, а остальные просто ненавидели Гитлера. Дети же просто пытаются выжить, ходят на демонстрации, записываются в ряды Гитлерюгенда, потому что так надо. И только дома они обычные дети.

Книга Фионы Валпи «Парижские сестры» (16+). Оккупация Франции изменила жизнь миллионов людей. Прибывшие нацистские офицеры и их жены ожидали от Парижа того же блеска, что запечатлен на почтовых открытках – они хотели блюда высокой кухни, платья от кутюр и кофе на живописных улочках, залитых солнечным светом. А французы, полуголодные, униженные вступали в ряды Сопротивления, чтобы шпионить за армией врага, занявшего улицы их родных городов. Три близкие подруги – Клэр, Мирей и Вивьен живут под крышей роскошного особняка. Днём они создают платья изумительной красоты из обрезков атласного шелка, а по вечерам каждая из них ведет свою тайную и опасную жизнь. Лишь спустя несколько поколений их секреты будут раскрыты.

Франция, 1939-й. Вианна Мориак прощается с мужем, который уходит воевать с немцами. Она не верит, что нацисты вторгнутся во Францию… Но уже вскоре мимо ее дома грохочут вереницы танков, небо едва видать от самолетов, сбрасывающих бомбы. Война пришла в тихую французскую глушь. Перед Вианной стоит выбор: либо пустить на постой немецкого офицера, либо лишиться всего – возможно, и жизни. Изабель Мориак, приезжает в деревню к сестре. Так начинается ее путь в Сопротивление. Изабель не оглядывается назад и не жалеет о своих поступках. Снова и снова рискуя жизнью, она спасает людей. «Соловей» Кристин Ханны (16+) – эпическая история о войне, жертвах, страданиях и великой любви. Душераздирающе красивый роман, ставший настоящим гимном женской храбрости и силе духа.

В книге «Жена смотрителя зоопарка» Диана Акерман (16+) с блеском, юмором и бесконечным сочувствием к своим героям воплотила подлинную историю войны и величия человеческого духа. В ней рассказывается о героической чете Жабинских, владельцах Варшавского зоопарка, которые во время Второй мировой войны прятали в разоренных вольерах людей из еврейского гетто и таким образом спасли около трехсот жизней. Это ошеломляющий и трогательный рассказ о людях и животных, о глубинных связях между человеком и природой; гимн красоте, тайне и неистребимости жизни.

Притягательность книги известного литературоведа Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» (16+) невозможно объяснить рационально. Она совсем не безупречна с точки зрения литературной критики: в ней много повторов, не всегда понятные переходы между повествованием от первого и третьего лица. Но оторваться от нее невозможно. История мальчика, подростка, а потом и юноши Антона протекает у вас на глазах, и в ней много необычного и повседневного. Книга состоит из рассказов, посвященных жизни небольшого города в Восточном Казахстане до, во время и после Великой Отечественной войны, со всеми историческими реалиями. Город Чебачинск – постоянное место ссылки, начиная с Достоевского. Об этом сейчас пишут много, но немногим писателям удается рассказать об этом периоде жизни страны с такой личной переживательностью. Александр Чудаков написал эту книгу в 2000-ные, но замысел ее появился у него восемнадцатилетнего. Долго не мог решиться на художественную прозу, неоднократно ее начинал, но окончательно смог написать только уже зрелым человеком. Книга во многом автобиографична, но не совсем. Это вполне художественное произведение. В центре внимания писателя, а затем и читателя – жители этого города, коренные, приезжие, ссыльные. Один из главных героев – дед Антона, человек незаурядный, с интересной судьбой. Первоначально автор хотел даже назвать книгу «Смерть деда», считая его главным героем. Простые люди творили чудеса. В том числе и во время войны.

Говорить о войне трудно, но не говорить нельзя. Вырастают поколения не переживавшие войну, чем дальше, тем смутнее о ней воспоминания тех, кто пережил войну ребенком. Но это нужно делать. Ибо «…говорю вам: война – сестра печали, и многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту…»

В публикации использованы материалы сайтов:
https://www.labirint.ru/
https://www.litres.ru/
https://berezlib.ru/

Список литературы
Акерман Д. Жена смотрителя зоопарка / пер. с англ. – Москва : Азбука-Аттикус, 2017. – 350 с.
Астафьев В. Моя война. Писатель в окопах: война глазами солдата. – Москва : Алисторус, 2018. – 210 с.
Богомолов В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…». – Москва : Клуб 36,6. – 2014. – 880 с.
Богомолов В. Момент истины. – Москва : Эксмо, 2011. – 590 с.
Валпи Ф. Парижские сестры / пер. с англ. – Москва: АСТ, 2020. – 220 с.
Веркин Э. Облачный полк. – Москва : КомпасГид, 2015. – 260 с.
Зусак М. Книжный вор / пер. с англ. – Москва : Эксмо, 2021. – 508 с. : ил.
Кузнецов, А. Бабий Яр : роман-документ. – Москва : АСТ : CORPUS, 2015. – 698 с
Моррис Х. Татуировщик из Освенцима / пер. с англ. Ирины Иваченко. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2020. – 314 с. – (Азбука-бестселлер).
Пикуль В. Барбаросса. – Москва : Вече, 2008. – 740 с.
Ханна К. Соловей / пер. с англ. – Москва : Фантом-Пресс, 2022. – 446 с.
Чудаков А. Ложится мгла на старые ступени. – Москва : Время, 2012. – 638 с. (Самое время!).
Шефнер В. Сестра печали. – Москва : Речь, 2019. – 352 с.