Криминальная Япония
Уверенности в завтрашнем дне по-прежнему нет – и самым утешительным чтением в этой ситуации остается классический детектив, где в финале преступники будут пойманы и добро восторжествует. Семь из десяти самых продаваемых в 2021 году книг написаны в этом жанре. Среди них классические американские боевики и английские детективы, но появляются и новые (хотя и относительно) имена. Сегодня поговорим об японских детективах.
Первый, кто из писателей этой страны вспоминается – это Содзи Симада. Самый известный его роман «Токийский зодиак» (16+) вышел на родине аж в 1981 году, но до нас добрался недавно. Япония, 1936 год. Эксцентричный художник найден мертвым в запертой изнутри комнате. Там же найдены его дневники, в которых описаны подробные планы убийства каждой из шести его дочерей, падчериц и племянниц. Нужно было лишить жизни нескольких, чтобы осталась лишь одна – идеальная, обладающая самыми сильными качествами всех знаков Зодиака. А позже части тел этих женщин стали находить по всей Японии… Книга жуткая, потому что полна подробностей. Но вы вряд ли бросите ее, начав.
И это типичный хонкаку-детектив. Симада говорил, что создал хонкаку как реакцию на засилье социального детектива, где вместо порожденных исключительными умами «невозможных» убийств были происки организованной преступности и махинации корпораций, а вместо сыщиков-одиночек, сопоставляющих факты в своей черепной коробке, – тараканьи бега полчищ полицейских и хаос журналистских расследований. «Хонкаку» – в переводе с японского – «истинный, ортодоксальный». Принцип, который взял за основу Содзи Симада: читатель знает столько же, сколько и главный герой, сыщик, а значит, может раскрыть преступление самостоятельно. Этот принцип честной игры превратился в золотое правило японского детектива.
Симада сразу получил звание «Бога Загадки». Главный герой его книг – астролог и гадатель из Токио Киёси Митараи. Второй роман «Дом кривых стен» (16+) продолжил традицию. Япония, Рождество 1983 года. Богатый промышленник Кодзабуро Хамамото собрал в своем особняке друзей и знакомых. Гости поражены его домом – причудливой конструкцией с множеством комнат, наклонными полами и непонятно куда ведущими лестницами, с «падающей» высокой башней, напоминающей Пизанскую. Все они восторгаются фантазией хозяина и готовятся весело встретить Рождество. Но их ожиданиям не суждено сбыться. Потому что в сочельник в доме происходит убийство. Полиция бессильна, но на помощь проходит тот самый герой.
В 2021 г. вышел третий роман «Двойник с лунной дамбы» (16+). Он рассказывает предысторию сыщика. На закате дня 18 марта 1978 года молодой мужчина просыпается на скамейке детской площадки. Он не помнит, где припарковал машину, как попал на задворки спального квартала Токио, не помнит, где и кем работает, не помнит своего имени и жизни своей не помнит тоже. Кроме того, герой обнаружил, что вместо своего лица видит в зеркалах нечто вроде пунцовой дыни. Не видя иной попытки выяснить хоть что-то о себе, он обратился к чудаковатому астрологу Киёси Митараи, заведя с ним приятельские отношения. Однако помогли вовсе не звезды, а случай: через пару месяцев герой найдет свои права, адрес и дневник, из которого много чего выяснит.
Романы Содзи Симады понравятся не всем. Они не подойдут тем, кто хочет открыть книгу, погрузиться в непривычную атмосферу и выпасть ненадолго из обычной жизни. Это скорее интеллектуальная игра, чем традиционная литература. К героям не привязываешься, порой даже не запоминаешь их, а внешний антураж вообще не берётся во внимание: истории, описанные в книге, могли произойти где угодно, хоть в центре Токио, хоть в глухой провинции.
Еще один представитель японской литературы пишущий в жанре хонкаку-детектив – Рику Онда. Его «Дом с синей комнатой» (16+) вышел в издательстве «Эксмо» в конце 2021 года. В дождливый летний день уважаемое семейство доктора Аосава устроило в своем доме большое торжество с множеством гостей. Но праздник окончился жуткой трагедией – все присутствующие умерли в страшных муках от яда, содержавшегося в напитках. Дом превратился в морг… В живых осталась лишь юная Хисако, слепая дочь доктора Аосава, – она ничего не пила. Но ее допросы ничего не дали – лишь еще более запутали полицию. Спустя годы Макико Сайга, подруга выжившей Хисако, начала свое собственное расследование.
Еще один автор – Юкито Аяцудзи. Его детектив «Убийства в десятиугольном доме» (16+) тоже очень загадочный. Полгода назад тела известного японского архитектора Сэйдзи Накамуры, его жены и двух слуг были найдены среди сгоревших останков дома на небольшом изолированном острове у берегов Японии. Теперь же семь молодых членов Тайного детективного клуба из Киотского университета решили посетить это печально известное место. Они должны прожить неделю в причудливом десятиугольном доме.
Ну мы-то знаем, что случается в домах на островах. Студентов кто-то начинает убивать. Но вот кто? Разгадка в книге, и вы ее можете узнать. Ведь это тоже хонкаку-детектив.
Путешествие в Японию - прямиком на поезде из Токио в Мориоку. В компании пяти убийц: от злобного психопата-школьника до «самого неудачливого убийцы в мире». Бестселлер в Японии, книга полна неожиданных поворотов и смертельных перекрёстков, которые рано или поздно приведут к конечной станции. Только вот кто до неё доживёт - совсем другой вопрос. Киллеры могут только предполагать, сколько их коллег на самом деле находятся в поезде и в чём заключается миссия каждого из них. Всех объединяет одно – чемодан, полный денег. А сюжет мчится, как скорый поезд. Все это в книге Исака Котаро «Поезд убийц» (16+).
Такэси Сиота
«Голос греха» (16+). Что скрывает наше детское прошлое, которое уже почти забылось? Вы нашли среди вещей своего отца старую аудиокассету и потрепанный дневник. И застыли от ужаса. Потому что, читая пожелтевшие страницы, поняли: ваш отец был причастен к самому громкому преступлению последних 30 лет. А с магнитной пленки доносится инструкция преступников, диктующая, куда им должны привезти деньги. И читает ее… ваш детский голос! Как спасти свою честь, как обезопасить от позора маленькую дочь? И Тосия, простой портной, решает разобраться сам, что же произошло 30 лет назад, когда преступная группа устроила самое большое покушение на убийство в истории Японии… Сюжет основан на реальных событиях. По роману снят фильм-бестселлер 2020 года.
Разница в менталитете, конечно, имеет значение. Вот герой книги Хидэо Ёкояма «Полупризнание» (16+) – инспектор полиции – признался в убийстве. И окружающих в первую очередь волнует не то, что он кого-то убил и по каким мотивам, и почему признался в нем, а то, почему он не совершил ритуальное самоубийство. Скандал?.. Позор?.. Катастрофа?.. В Стране Восходящего солнца такое невозможно представить. Поэтому и полиция, и прокуратура, и суд стремятся как можно скорее закрыть это дело и хоть как-то сохранить лицо. В конце концов, все ясно – преступник сознался, улик более чем достаточно… Но есть одно важное «но». Между убийством и явкой с повинной прошло целых два дня, о которых преступник наотрез отказывается говорить. На возникающие вопросы пытаются ответить шесть человек: следователь, прокурор, адвокат, журналист, судья и тюремный надзиратель…
Многие современные читатели не могут всерьез увлечься книгой, которая задействует только их интеллект, не обращаясь к эмоциям. Для любителей покопаться в психологии персонажей и как следует изучить темные стороны человеческой натуры как раз и существует другой детективный жанр в Японии – жанр иямису.
Термин «иямису» возник в 2006 году, и его буквальный перевод на английский звучит как «eww-mystery». Если же говорить по-русски, то это разновидность детективной фантастики, оставляющая после прочтения чувство глубокого отвращения к героям. «Королева иямису» Канаэ Минато, автор книги «Виновен» (16+).
Молодая и талантливая писательница без стеснения говорит о проблемах, актуальных в любой стране: об эгоизме, насилии, манипуляциях и других проявлениях человеческой жестокости. Их персонажи омерзительны, но именно поэтому вы не сможете оторваться от книг до последней страницы. Так уж устроена наша психика: контролируемое отвращение мозг легко и быстро превращает в удовольствие.
«Кадзухиса Фукасэ – убийца». И ничего больше – лишь одна эта звенящая строчка в письме, отправленном незаметному, стеснительному молодому человеку по имени Фукасэ. И точно такие же анонимные обвинения в убийстве получили еще трое его приятелей. Нет сомнений, автор этих писем намекает на трагическое событие, случившееся с их другом несколько лет назад. Тогда пятеро лучших друзей поехали отдыхать в загородный дом неподалеку от горнолыжного курорта. И один из них сорвался на машине в пропасть. Трагедию признали несчастным случаем. Но оставшиеся четверо, терзаемые чувством вины, прекрасно знают, о чем им нужно молчать. Молчать до последнего…
Японский детектив – это особое явление в мировой литературе. Он загадочен, потому что опирается на другую культуру, он ужасен, потому что не скрывает мерзости, он привлекателен, потому что предоставляет возможность читателю использовать свои «серые клеточки».
Список литературы
Аяцудзи Ю. Убийства в десятиугольном доме. – Москва : Эксмо, 2020. – 316с. – (Хонкаку-детектив).
Ёкояма Х. Полупризнание / пер. с японского. – Москва : INSPIRIA, 2020. – 240 c.
Исака К. Поезд убийц / пер. с японского. – Москва : INSPIRIA, 2021. – 544 с. – (Tok. Национальный бестселлер. Япония)
Минато К. Виновен / пер. с японского. – Москва : INSPIRIA, 2020. – 210 c.
Онда Р. Дом с синей комнатой. / пер. с японского. – Москва : Эксмо, 2019. – 352 c. – (Хонкаку-детектив).
Симада С. Дом кривых стен : литературно-художественное издание. – Москва : Эксмо, 2019. – 317 с. – (Хонкаку-детектив).
Симада С. Токийский зодиак / пер. с японского. – Москва : Эксмо, 2019. – 352 c. – (Хонкаку-детектив).
Симада С., Двойник с лунной дамбы : литературно-художественное издание. – Москва : Эксмо, 2021. – 349 с. – (Хонкаку-детектив).
Сиота Т. Голос греха / пер. с японского. – Москва : INSPIRIA, 2021. – 440 c.
В публикации использованы материалы сайтов
https://www.litres.ru/
https://eksmo.ru/
https://www.livelib.ru/